Любят Родину не за то,  что она велика,

 

а за то, что она своя.

Сенека

 

Главная

УЛЬТУРА И БЫТ СЕЛА ДО РЕВОЛЮЦИИ

Тяжелое наследство осталось от царской России и в культуре села. Говоря о культуре в дореволюционное время, невольно вспоминаешь некрасовские строки:

Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и забитая, ты и всесильная,

Матушка Русь...

Серой и скучной была жизнь в то время. Бесправие и неграмот­ность, темнота и невежество царили в селе. Бытовые условия недалеко шагнули от первобытного уклада. Болезни, голод, эпидемии, даже чума посещала наши места. Оставалось много детей-сирот. И какой тяжелой была их доля сиротская. Умерших людей тогда не успевали хоронить в гробах. Их хоронили в общих могилах по несколько трупов в день, собирая по улицам на телегах.

Долгое время в селе не было ни школы, ни медицинского пункта. Люди лечились у старушек-знахарок. Если и были учителя и врачи, то они учили и лечили частным порядком и только тех, кто мог заплатить им.

Первая двухклассная школа или сельское училище, как тогда ее на­зывали, была построена в 1848 году. Это был единственный очаг куль­туры, да и то не для всех. Попадали в нее только дети имущих людей, которые не тяготились заботами о куске хлеба. Дети же бедных кресть­ян могли посещать школу только с октября по февраль месяц, а потом бросали учебу. Нужда заставляла идти по найму на заработки. Другие же помогали родителям в своих хозяйствах готовиться к посевной. Обучение длилось не более одной-двух зим. За этот период дети успе­вали изучить Закон Божий (главный предмет), чистописание, чтение и счет". (Газета "Знамя коммунизма", № 23. 6. 67 г.).

Вот что сообщалось об этой первой школе.

"В сельском училище, открытом в 1848 году, находилось в 1856 году девочек - 27, мальчиков - 40. Училище помещалось в нарочно устроен­ном доме хорошей архитектуры. Девочки, сверх обучения грамоте, обу­чаются некоторым женским рукоделиям, более полезным в крестьянс­ком быту, для чего при школе находится особая наставница". ("Аст­раханские губернские ведомости". № 52, 1858 г.).

Первой учительницей в этой школе была Елена Петровна Понома­рева, дочь купца Пономарева. А после нее была Любовь Ивановна Станкова. А мальчиков учил сначала Федор Иванович Бирюков, а потом Иван Тарасович Ершов. В школе первый, второй и третий клас­сы учил один учитель. Учиться могли не все, так как за учебу надо было платить. Платили обычно продуктами или деньгами.

Когда стали строить третью церковь в 1884-1899 годах (первая и вторая были подмыты яром), то вокруг церкви стали строить деревян­ные особняки для священнослужителей и церковноприходскую школу, против главного фасада церкви, окнами на запад. Церковноприходс­кая школа являлась вторым культурным центром села. Здание это было деревянное, на два класса, с красивой резьбой карнизов и наличников.

При школе была построена сторожка для сторожихи, которая являлась уборщицей и давала звонки на уроки. Главным предметом в этой шко­ле был Закон Божий, который вел сам священник или другие священ­нослужители. Незнание его строго наказывалось, ставили в угол на колени, на горох или соль. В школе обучались только мальчики, дети священнослужителей, зажиточных крестьян. Большую часть занятий ученики проводили за пением молитв, а во время престольных празд­ников молитвы пелись в церкви.

В 1897 году построили новую сельскую школу вместо первой, ко­торую, как и церковь, подмыла река. Эта школа находилась около по­чты, поэтому ее так и называли "почтовой". Школа была рассчитана па четыре класса. Учитель был один на все четыре класса. Занимались в две смены. Учителей не хватало, зато священнослужителей было пре­достаточно.

В этой школе мальчики и девочки учились вместе. Ученики, в ос­новном, были местные, но были и приезжие из других сел. Они жили у родственников или знакомых.

Главным культурным центром села, после школы, была церковь с тремя священниками и двумя дьяконами. По религиозным праздни­кам она не вмещала в себя всех прихожан, и многие верующие вынуж­дены были молиться прямо при входе в церковь. Церковь была един­ственным местом, где встречались все сельчане. Беднота жаловалась Господу богу на свою тяжелую участь. Богачи усиленно благодарили за доходы и довольную, сытную жизнь. Грамотных людей было мало. Из общего числа населения 70 процентов мужчин было неграмотны, а у женщин этот показатель доходил до 90 процентов. Но и в этих усло­виях народ был трудолюбив, любил свою землю, широкие степи, кра­савицу Волгу. Своих детей воспитывали в честности, трудолюбии, по­корности и уважении к старшим, в стремлении к лучшему будущему, просвещению и свободе.

Было в селе и два трактира, где всегда было шумно и весело от хмельного вина. Избыток энергии у захмелевших мужчин, посещав­ших трактир, нередко выливался в драки и семейные скандалы. Осо­бенно запомнились на всю жизнь неоправданной жестокости драки или кулачные бои, которые часто проходили между "ярными" и "степ­ными" жителями села. Начиналось дело с молодежи и доходило до ста­риков. Драки чаще всего устраивались из-за девушек. Дрались между собой "насмерть". Эти дикие побоища кончались увечьями, а то и смертью. В селе не было клуба, где бы молодежь могла общаться и прово­дить интересно время, а отсюда и устраивались эти драки.

Свое свободное от работы время люди коротали чаще всего на ла­вочках или в домах на посиделках. В длинные зимние вечера устраи­вали вечеринки, на которых под балалайку или гармошку разудалого паренька пели частушки, припевки, танцевали краковяк, полячку, лез­гинку и другие танцы. Устраивали разные игры, которые заставляли участников что-то спеть, сплясать или кого-то поцеловать. В теплое время года вечерами гуляли по улице, под гармошку распевали песни и частушки. В этом только и было утешение у молодежи в дореволюци­онное время.

Но жизнь у жителей села проходила не только в повседневной за­боте и нужде. Как бы ни была тяжела их доля, как бы ни одолевали их бедность и нищета, все же они находили время и для веселья, чтобы забыться от своих горестей и печалей. Вся их повседневная жизнь была строго подчинена четкому выполнению сельскохозяйственных работ, соблюдению годовых религиозных праздников и обрядов. Особенно строго соблюдали годовые праздники и обряды старики. Они не про­пускали ни одной церковной службы, ни одного церковного праздни­ка и этого требовали от молодых людей. Старинные праздники: Кре­щение, Рождество, масленица, Пасха и другие - проводились торже­ственно и интересно. Бабушки и матери готовили вкусные пироги, паш­теты, блины, куличи и другие лакомства. Затем приглашали в гости родных, и устраивалось семейное торжество, распевались старинные русские песни, грустные и веселые.

Особенно интересной была русская свадьба, с ее забавными обря­дами: сватовством, запоем, вечеринками, плачем невесты, венчанием, свадебным шествием с ряжеными по улице, частушками. Больше всего привлекали присутствующих на свадьбе наряды жениха и невесты, ста­ринные свадебные песни, сбор даров и наказы молодым.

Самым радостным и веселым из праздников была масленица, про­ходившая в конце зимы и начале весны, когда солнышко к полудню начинало пригревать, а с крыш текли капели, образуя к вечеру длин­ные сосульки. Матери к этому празднику пекли разные завитушки, жаворонки, раздавали их малышам и нищим.

Веселье масленицы начиналось с того, что мужики утром запряга­ли лошадей в сани, клали в них сено, устилали кошмой, затем усажива­ли своих радостных ребятишек и катали по улицам села. Катались на перегонки не только дети и молодежь, но и взрослые, пожилые люди. К полудню по улицам то тут, то там появлялись веселые компании с песнями под саратовскую гармошку. Так отмечались проводы зимы и наступление весны.

Не менее интересно проходила встреча Нового года и Рождества Христова. К этим праздникам также готовились. Женщины стряпали угощения для гостей. По ночам горели лампы и лампады перед икона­ми. Сельская детвора ходила по улицам и кричала под окнами "пусти­те пославить". Хозяева пускали в дом детей, и те перед иконами сеяли просо, пшеницу и пели калядки.

На рождество дети тоже ходили по домам славить, поздравлять с Рождеством Христовым и пели песни.

далее...

 

 

 

 

 

 

 

 

Об авторах
История села Никольское
Река Волга
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Наши герои
Фотогалерея

Гостевая книга

Полезные ссылки