|
Любят Родину не за то, что она велика,
а за то, что она своя. Сенека
|
Главная |
УЛЬТУРА И БЫТ СЕЛА ДО РЕВОЛЮЦИИ Тяжелое наследство осталось от царской России и в культуре села. Говоря о культуре в дореволюционное время, невольно вспоминаешь некрасовские строки: Ты и убогая, ты и обильная, Ты и забитая, ты и всесильная, Матушка Русь... Серой и скучной была жизнь в то время. Бесправие и неграмотность, темнота и невежество царили в селе. Бытовые условия недалеко шагнули от первобытного уклада. Болезни, голод, эпидемии, даже чума посещала наши места. Оставалось много детей-сирот. И какой тяжелой была их доля сиротская. Умерших людей тогда не успевали хоронить в гробах. Их хоронили в общих могилах по несколько трупов в день, собирая по улицам на телегах. Долгое время в селе не было ни школы, ни медицинского пункта. Люди лечились у старушек-знахарок. Если и были учителя и врачи, то они учили и лечили частным порядком и только тех, кто мог заплатить им. Первая двухклассная школа или сельское училище, как тогда ее называли, была построена в 1848 году. Это был единственный очаг культуры, да и то не для всех. Попадали в нее только дети имущих людей, которые не тяготились заботами о куске хлеба. Дети же бедных крестьян могли посещать школу только с октября по февраль месяц, а потом бросали учебу. Нужда заставляла идти по найму на заработки. Другие же помогали родителям в своих хозяйствах готовиться к посевной. Обучение длилось не более одной-двух зим. За этот период дети успевали изучить Закон Божий (главный предмет), чистописание, чтение и счет". (Газета "Знамя коммунизма", № 23. 6. 67 г.). Вот что сообщалось об этой первой школе. "В сельском училище, открытом в 1848 году, находилось в 1856 году девочек - 27, мальчиков - 40. Училище помещалось в нарочно устроенном доме хорошей архитектуры. Девочки, сверх обучения грамоте, обучаются некоторым женским рукоделиям, более полезным в крестьянском быту, для чего при школе находится особая наставница". ("Астраханские губернские ведомости". № 52, 1858 г.). Первой учительницей в этой школе была Елена Петровна Пономарева, дочь купца Пономарева. А после нее была Любовь Ивановна Станкова. А мальчиков учил сначала Федор Иванович Бирюков, а потом Иван Тарасович Ершов. В школе первый, второй и третий классы учил один учитель. Учиться могли не все, так как за учебу надо было платить. Платили обычно продуктами или деньгами. Когда стали строить третью церковь в 1884-1899 годах (первая и вторая были подмыты яром), то вокруг церкви стали строить деревянные особняки для священнослужителей и церковноприходскую школу, против главного фасада церкви, окнами на запад. Церковноприходская школа являлась вторым культурным центром села. Здание это было деревянное, на два класса, с красивой резьбой карнизов и наличников. При школе была построена сторожка для сторожихи, которая являлась уборщицей и давала звонки на уроки. Главным предметом в этой школе был Закон Божий, который вел сам священник или другие священнослужители. Незнание его строго наказывалось, ставили в угол на колени, на горох или соль. В школе обучались только мальчики, дети священнослужителей, зажиточных крестьян. Большую часть занятий ученики проводили за пением молитв, а во время престольных праздников молитвы пелись в церкви. В 1897 году построили новую сельскую школу вместо первой, которую, как и церковь, подмыла река. Эта школа находилась около почты, поэтому ее так и называли "почтовой". Школа была рассчитана па четыре класса. Учитель был один на все четыре класса. Занимались в две смены. Учителей не хватало, зато священнослужителей было предостаточно. В этой школе мальчики и девочки учились вместе. Ученики, в основном, были местные, но были и приезжие из других сел. Они жили у родственников или знакомых. Главным культурным центром села, после школы, была церковь с тремя священниками и двумя дьяконами. По религиозным праздникам она не вмещала в себя всех прихожан, и многие верующие вынуждены были молиться прямо при входе в церковь. Церковь была единственным местом, где встречались все сельчане. Беднота жаловалась Господу богу на свою тяжелую участь. Богачи усиленно благодарили за доходы и довольную, сытную жизнь. Грамотных людей было мало. Из общего числа населения 70 процентов мужчин было неграмотны, а у женщин этот показатель доходил до 90 процентов. Но и в этих условиях народ был трудолюбив, любил свою землю, широкие степи, красавицу Волгу. Своих детей воспитывали в честности, трудолюбии, покорности и уважении к старшим, в стремлении к лучшему будущему, просвещению и свободе. Было в селе и два трактира, где всегда было шумно и весело от хмельного вина. Избыток энергии у захмелевших мужчин, посещавших трактир, нередко выливался в драки и семейные скандалы. Особенно запомнились на всю жизнь неоправданной жестокости драки или кулачные бои, которые часто проходили между "ярными" и "степными" жителями села. Начиналось дело с молодежи и доходило до стариков. Драки чаще всего устраивались из-за девушек. Дрались между собой "насмерть". Эти дикие побоища кончались увечьями, а то и смертью. В селе не было клуба, где бы молодежь могла общаться и проводить интересно время, а отсюда и устраивались эти драки. Свое свободное от работы время люди коротали чаще всего на лавочках или в домах на посиделках. В длинные зимние вечера устраивали вечеринки, на которых под балалайку или гармошку разудалого паренька пели частушки, припевки, танцевали краковяк, полячку, лезгинку и другие танцы. Устраивали разные игры, которые заставляли участников что-то спеть, сплясать или кого-то поцеловать. В теплое время года вечерами гуляли по улице, под гармошку распевали песни и частушки. В этом только и было утешение у молодежи в дореволюционное время. Но жизнь у жителей села проходила не только в повседневной заботе и нужде. Как бы ни была тяжела их доля, как бы ни одолевали их бедность и нищета, все же они находили время и для веселья, чтобы забыться от своих горестей и печалей. Вся их повседневная жизнь была строго подчинена четкому выполнению сельскохозяйственных работ, соблюдению годовых религиозных праздников и обрядов. Особенно строго соблюдали годовые праздники и обряды старики. Они не пропускали ни одной церковной службы, ни одного церковного праздника и этого требовали от молодых людей. Старинные праздники: Крещение, Рождество, масленица, Пасха и другие - проводились торжественно и интересно. Бабушки и матери готовили вкусные пироги, паштеты, блины, куличи и другие лакомства. Затем приглашали в гости родных, и устраивалось семейное торжество, распевались старинные русские песни, грустные и веселые. Особенно интересной была русская свадьба, с ее забавными обрядами: сватовством, запоем, вечеринками, плачем невесты, венчанием, свадебным шествием с ряжеными по улице, частушками. Больше всего привлекали присутствующих на свадьбе наряды жениха и невесты, старинные свадебные песни, сбор даров и наказы молодым. Самым радостным и веселым из праздников была масленица, проходившая в конце зимы и начале весны, когда солнышко к полудню начинало пригревать, а с крыш текли капели, образуя к вечеру длинные сосульки. Матери к этому празднику пекли разные завитушки, жаворонки, раздавали их малышам и нищим. Веселье масленицы начиналось с того, что мужики утром запрягали лошадей в сани, клали в них сено, устилали кошмой, затем усаживали своих радостных ребятишек и катали по улицам села. Катались на перегонки не только дети и молодежь, но и взрослые, пожилые люди. К полудню по улицам то тут, то там появлялись веселые компании с песнями под саратовскую гармошку. Так отмечались проводы зимы и наступление весны. Не менее интересно проходила встреча Нового года и Рождества Христова. К этим праздникам также готовились. Женщины стряпали угощения для гостей. По ночам горели лампы и лампады перед иконами. Сельская детвора ходила по улицам и кричала под окнами "пустите пославить". Хозяева пускали в дом детей, и те перед иконами сеяли просо, пшеницу и пели калядки. На рождество дети тоже ходили по домам славить, поздравлять с Рождеством Христовым и пели песни.
|
Об авторах | |
История села Никольское | |
Река Волга | |
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы | |
Наши герои | |
Фотогалерея | |