|
Любят Родину не за то, что она велика,
а за то, что она своя. Сенека |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная |
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА К концу XVIII века число вольных людей в Никольском все больше увеличивалось. Границы села разрастались. В 1797 году в нем насчитывалось 180 дворов и 1100 человек, а два года спустя, по царскому Указу, сюда было переселено еще 18 дворов государственных крестьян. В 1803 году на эти земли пришли еще малороссияне из Курской губернии, бежавшие от помещика Шереметьева в числе 23-х семей: Шапошниковы, Семиченковы, Скрипниковы. Масловские, Лисицкие, Пономаревы и другие. Шереметьев, узнав о месте пребывания своих беглецов, требовал возвращения через черноярский суд, но пока производилась переписка, крестьяне по Манифесту правительства остались здесь навсегда. В 1804 году на рыболовной ватаге возник пожар, истребивший ее и много дворов вокруг, после чего она была построена на другом месте. А около 1820 года была перенесена выше села на 4 версты уже другим хозяином - черноярским купцом Голощаповым. Рассказы о привольных волжских местах, богатых рыбой и дичью, малонаселенных, имеющих много свободной земли, привлекли сюда однодворцев Воронежской губернии Павловского уезда, сел Гнилуши, Чернавки, Влеповки, Пузовки. Они переселились в Никольское в 1810 году и были причислены через Астраханскую казенную палату к сельскому обществу в составе 40 семей. Быстрый рост населения Никольского и сокращение в связи с этим свободных земель привели к тому, что некоторые жители села ушли на другую сторону Волги. Так в 1798 году образовалось селение Пироговка, получившее свое название по фамилии первого переселенца Павла Пирогова, выходца из Воронежской губернии, покинувшего Никольское вместе с Золотовскими и Линевыми. Волга, обмывавшая обрывистые берега с.Никольское до того срывала берег, особенно с северо-востока, что жителям не раз приходилось переходить на новые места все ниже и ниже. Река была в те времена уже, но несравненно глубже и быстрее. И когда мимо села бурлаки тянули вверх гребное судно, то часто, особенно в разлив, мощь воды не брала даже сила 70 рабочих: бечевы рвались, и оторвавшиеся суда уносило верст на пять вниз. Оба берега Волги, исключая левую северо-западную яристую сторону, были покрыты густым и высоким лесом, росли вяз и ветла. За высотой деревьев не было видно даже противоположного берега. Лишь в утренние часы через лес виднелась в виде облачка гора Богдо. Время меняло и само речное русло. Большая Волга была засыпана песком, и на ее месте выросли ветловые рощи. А на месте нынешней Волги протекал небольшой ерик или проток. Когда проток стал углубляться и увеличиваться, а старая Волга мелеть, то последнюю закрыли забойкой. Суда перестали ходить по ней из-за мелководья, зато красную рыбу здесь стали ловить в бесчисленном количестве. Рыболовные воды до 1801 года принадлежали сельскому обществу и отдавались на откуп купцам. А затем Астраханская казенная палата взяла их себе в казну. "Жизнедеятельность селян быстро изменяла первоначально изобильную природными богатствами землю: леса нещадно истреблялись в больших объемах, а к 80 годам 19 века их вообще почти не оставалось, меньше становилось рыбы и дикой птицы, жизнь скудела год от года". (АГАР. ф32, оп Л, д.282). "В 1844 году Никольское именовалось уже казенным селением Енотаевского уезда, где была церковь, 250 дворов, 754 мужчины и 812 женщин. От города Енотаевска 77 километров". (Астраханские губернские ведомости № 18 от 1844 г.). "В 1856 году в селении насчитывалось, по сведениям местного управления: государственных крестьян, записанных по 9 ревизии, мужского пола -1282 и женщин -1402 души"" Других же сословий, проживающих в селении, находятся: купцов и мещан - 15, женщин - 14, духовных и детей их мужского пола - 6, женского -10, военных - 18, женщин - 33, статских мужчин - 5, женщин - 3. Итак, по сведениям местного управления в селении Никольское считается всего 27,83 человека и 382 двора". (Астраханские губернские ведомости № 52 от 1858г.). Со временем Никольское стало большой пароходной пристанью. Здесь находились пристани четырех компаний: "Кавказ" и "Меркурий" купцов Кулагина и Иванова, "По Волге", "Самолет", "Зевс", большой топливный (дровяной) склад. С верховьев Волги в белянах привозился лес, затем его распиливали и кололи, складывали в склады для пароходов. В селе находилась временная деревянная церковь-часовня во имя св. Николая, и строилась новая каменная, были сельская и церковноприходская школы, больница, Никольское Волостное и Сельское правление, становая квартира пристава 1 -ой статьи и Земского начальника 2-го участка, два хлебозапасных магазина, почтово-телеграфное отделение и станция. Из промышленных заведений были: рыбопромышленное заведение -1, кирпичных завода - 2, кузниц - 5, овчинных - 3, кожевенный завод -1, мануфактурных и бакалейных лавок - 13, ярмарочных рядов, харчевен и пивных домов - 3, винных лавок - 2. (Центральный статистический комитет МВД. 1895 год. ЦГИА. г.Ленинград). За счет кустарей, предпринимателей и государственных крестьян село все больше росло и развивалось. Так в 1897 году в Никольском уже насчитывалось жителей 5598 человек, 914 дворов, две церкви, одна аптека, два училища с 132 учащимися, 4 рыболовных ватаги, 13 заводов, 15 лавок, 51 мельница (ветряные - И.В.), шесть кузниц, два винных склада, три винных лавки, один трактир, три ярмарки. Главным предметом торга был скот, пригоняемый калмыками со своих степей. (Энциклопедический словарь. T.XXI. Автор Нибелунги-Нефцер. 1897 год). Из приведенных выше данных можно составить следующий вывод о развитии села Никольское.
Из этих данных видно, как развивалось село. Характерно, что наибольший рост населения наблюдается со второй половины XIX века, т.е. после отмены крепостного права. Наряду с основными отраслями хозяйства: скотоводством, землепашеством, рыболовством, - развивались торговля, предпринимательство и кустарное ремесло. С установлением регулярных пароходных связей с крупными городами и губерниями России число жителей стало заметно расти за счет добровольных переселенцев из центральных губерний. Если раньше государственные крестьяне переселялись сюда в качестве рабочей силы для предпринимателей и купцов специальным указом правительства, то теперь они в поисках лучшей жизни переселялись добровольно - сами. Одни из них нанимались к предпринимателям и купцам для работы по погрузке и разгрузке товаров на пристани, заготовке дров для пароходов, другие нанимались на кустарные заводы, третьи - в батраки к купцам и скотоводам. С конца XIX века, наряду с торговлей, скотоводством и рыболовством, в селе все больше начинают заниматься землепашеством, огородничеством, садоводством. С увеличением жителей села увеличивался и спрос на зерно, поэтому земледелие становится ведущей отраслью хозяйства.
Об истории села старожил Иван Матвеевич Курашов рассказывает: "Центр села располагался раньше там, где сейчас проходит русло Волги. В весенний паводок яр правого берега постепенно подмывало водой, он обваливался, и жители села переселялись на южную сторону. И так село сейчас на новом месте. Со временем в селе стали появляться зажиточные крестьяне: Пономаревы, Шапошниковы, Донские, Шустовы, Борисовы, Брейкины, Лисицкие, Чаповы, Выборновы и др. Их деды бежали в свое время от тяжелой барщины из центральных губерний России, селились около Волги в наших, тогда безлюдных местах, где на обширных просторах с тучными травами занимались скотоводством, наиболее простым и доходным занятием. Затем свой скот продавали проезжавшим по Волге купцам, на ярмарках или гоняли табунами на продажу в Астрахань или Царицын. На вырученные деньги набирали товара, продуктов, строили себе богатые дома и магазины. Таким образом, скотоводы превращались в купцов". "До 1913 года наш дед, Пономарев Михаил Федорович, со своими тремя сыновьями занимался скотоводством на хуторе в степи, - вспоминает внучка Михаила Федоровича, Фаина Иосифовна. - Однажды, когда скот перегоняли зимой из степи за Волгу на кормление, он с лошади упал в майну и повредил себе ногу. На всю жизнь остался хромым. А мой отец, Иосиф Михайлович, был хромым от рождения. Когда отец женился, он уговорил моего деда продать всю скотину и заняться торговлей, ибо им обоим хромым за скотом ухаживать трудно. Так и порешили. Пристроили к дому бакалейную лавку, и дело пошло. Дед ездил закупать товар, а отец его продавал. Этому примеру последовали и другие братья. Так мы стали купцами". Дом купца Пономарева, где в 1918 году находился Комитет Бедноты.
К концу XIX века по социальному и имущественному положению состав жителей села был весьма разнообразен и делился на несколько групп-сословий. Первым, наиболее привилегированным сословием, были купцы: три брата Пономаревы, два брата Шустовы, Попехин, Светлов, Карасев, Брейкин, Шапошников, Волков, Мишуров, Полеводин и др. Особняки некоторых из них сохранились до нашего времени. С первых дней Советской власти в них размещались советские учреждения, школы, детсады. Как правило, магазины были каменные, из белого кирпича, с подвалами для хранения товаров. К магазинам были пристроены деревянные дома, в которых жили сами хозяева. Ежегодно в селе проходило три ярмарки, где торговали товарами как местные, так и приезжие купцы, а также степные калмыки. Главным товаром купли-продажи был скот, как местной породы, так и калмыцкой. Со своих степей калмыки пригоняли табунами коров, бычков, овец, лошадей и на торговой площади у церкви торговались с русскими купцами и местным населением. На вырученные деньги тут же набирали разного рода товара и упряжь. В ярмарочные дни устраивалось много лавок, брезентовых балаганов, заполненных разными товарами. Для детей строились карусели, ходили скоморохи, фокусники, гадалки. В лавках продавались хлебные сладкие петушки, пряники, конфеты с длинными мохрами, глиняные фигурки, свирельки. С утра и до позднего вечера проводились торговые сделки, народные гулянья, стоял шум и гомон многоликой толпы. Вторым состоятельным слоем общества были хуторяне-скотоводы: Лисицкие, Чаповы, Скрипниковы, Шапошниковы, Хадавы, Донские, Махонины, Пономаревы, Выборновы, Титовы и др. Первое время жители села мало внимания обращали на Волгу. Их больше всего интересовали земля и скот - наиболее простые и доходные занятия, от которых можно быстро разбогатеть. Земли занимались в неограниченном количестве, так как правительство в то время не препятствовало этому. И тот, кто первым приехал и захватил земли сколько ему надо, тот больше разводил скота и был богатым. А кто приехал позже и не успел захватить земли, тот превращался в батрака у богатых. Хуторяне Пономаревы, Чаповы, Скрипниковы, Хадавы, Донские на своих хуторах имели рогатого скота по 500 и 1000 голов, овец до 30 тыс. В упряжке ходило до 30 пар волов, верблюдов. У них были обширные пастбища, колодцы для водопоя животных. Пастухами у них чаще всего были калмыки или местные бедняки. Скотоводы предпочитали больше жить на хуторах и следить за своим хозяйством. Приезжали домой в село только по делам, по праздникам, повидаться с родными, а на ночь, набрав продуктов, уезжали на хутор. Девушки в праздники днем принарядятся, пройдут по селу. Вечерами с парнями водят хороводы, сидят на посиделках, а на утро опять в степь. На хуторах были свои дома, колодцы, постройки для скота. Для скота чаще всего делались навесы от дождя и снега. Скот зимой не зяб, так как был упитанным, корма были обильные. Сена в степи накашивали много, а если его не хватало, то зимой завозили из займища. За скотом ухаживали лучше, чем за человеком. Дорожили каждым бычком и радовались его росту. На хуторе молодые женщины доили коров, сбивали масло, стирали, готовили пищу. Одевались тогда по-крестьянски просто, обувью чаще служили поршни, сделанные из выделанной телячьей кожи. Жили хуторяне не роскошно, ибо основным богатством считался скот. Дома, в Никольском, обычно оставались старики да старухи. Они охраняли дома да сундуки с добром от пожаров и воров, встречали и провожали хуторян. Так как в селе в летнее время оставались одни старики, то окна домов обычно были закрыты, во дворах не было ни кустика, ни деревца, потому что поливать было нечем, да и в бассейн привезти воды было не на чем. Все тягло находилось в степи. А воду тогда из Волги в бассейн возили в бочках на быках и лошадях. На летнее время хозяева заполняли водой бассейн и кадушки на случай пожара, приготовлен был и противопожарный инвентарь: багры, лопаты, ведра, песок. Помимо скотоводства некоторые хуторяне начинали заниматься хлебопашеством. Они заказывали кузнецам плуги, бороны, обучали молодых бычков пахоте, приучали к ярму и плугу. Засеивали много пшеницы, ржи, проса, горчицы, возделывали бахчи. Постепенно хлебопашество становилось одним из ведущих занятий. Пахали в старину вначале сохой, затем плугом, бороновали деревянной бороной, сеяли вручную, разбрасывая зерно из мешков, подвязанных к поясу. Косили серпами и косами. Молотили цепами, для чего расчищали землю от травы, а иногда и смазывали ее глиной, чтобы было чисто, расстилали на этом току скошенную пшеницу, рожь, просо и молотили цепами. Иногда по кругу гоняли скот, и он ногами вытаптывал зерно. Молотили также и ребристым камнем. Запрягали в ярмо быков, и они по кругу таскали камень, который выминал зерно из колосьев. После молотьбы солому убирали в сторону, а зерно веником сметали в кучу и на ветру провеивали, подбрасывая лопатами зерно вверх. Пыль уносило ветром, и зерно оставалось чистым. Это был очень тяжелый и кропотливый груд. И не зря в народе сложилась пословица: "Не трудиться - так и хлеба не добиться”. В уборочную страду, если землепашцы не справлялись своими силами с уборкой хлебов, они приезжали в село и нанимали наемных рабочих на сезон со своими харчами (питанием). Хозяева были разные. Одни были добрыми и хорошо платили, другие - строгими и платили мало. Овощи раньше в селе не выращивались, так как поливать их было нечем. Их сюда привозили с плантаций из других сел. Помидоры и огурцы чаще всего привозили из Соленого Займища, капусту с той стороны Волги из Харабалей. Соль, капусту, белую глину, муку, известь привозили на дощаниках и продавали на берегу Волги. Третьим привилегированным сословием села были рыбопромышленники и предприниматели. Помимо скотоводства и землепашества в Никольском создавались рыбные промыслы. Нашлись предприимчивые люди, заинтересовавшиеся Волгой и ее рыбными богатствами и имевшие с этого немалые доходы. Одним из таких рыбопромышленников был Борисов. Он основал промысел на одном из левых протоков Волги, который впоследствии по его фамилии был назван Борисовой. (Из письма внука основателя промысла, Борисова Виктора Сергеевича, г.Астрахань). Кроме Борисова за Волгой на одном из протоков был промысел Ушакова. По фамилии владельца этот проток называется Ушаковкой. Были промыслы Осокина, Лыгина. Рыбопромышленники строили заводы для переработки рыбы. Нанимали рыболовов с лодками и снастями, те ловили рыбу и сдавали ее на переработку, где она солилась, сушилась, вялилась, коптилась, упаковывалась в бочки и отправлялась на продажу в города и на местный рынок. Борисовский промысел в основном обслуживали калмыки. Этот тогда полудикий и темный народ, как и на соленых Баскунчакских промыслах, был основной рабочей силой. Полураздетые, босые, грязные, они целыми днями тянули в лямках неводы. Их заставляли выполнять самые трудные работы, а платили гроши. Жили они в кибитках из войлока, которые ставили здесь же у промысла. На эти промыслы многие приезжали из центральных губерний России. Хоть и здесь для них работа была нелегкой, но все же легче и вольней. Рыбопромышленники налогами не облагались, а значит, это занятие было выгодным и доходным. У села Грачи был даже рачной завод, где ловили и консервировали раков. Их мариновали и отправляли за границу. Хозяин завода был не русский. С Никольских промыслов рыба отправлялась не только в города Поволжья, но и с чумаками в Ставрополь и Краснодар. Помимо рыбопромышленников в селе процветали и предприниматели. Село быстро росло, появился большой спрос на строительный лес для постройки домов новым жителям, особняков купцам и предпринимателям, рыбакам на лодки, и т.д. Для этой цели предприниматель Поляков К.Я. создает лесозавод. Его предприятие занималось закупкой леса в верховьях Волги, оттуда его сплавляли плотами. Здесь лес распиливали на пластины, доски и строили дома для населения. Богатым людям дома делались по заказу с красивой резьбой с фасадной стороны, с красивой аркой у парадных коридоров. Такие дома ценились дороже. Несколько домов с красивой резьбой и парадными коридорами сохранились и до наших дней. На всю округу славились изготовители механических вальцевых мельниц Бессонов и Неронов. Их мельницы мололи зерно, рушили просо, делали горчичное масло. Владельцы ветряных мельниц Орлов, Махонин, Протасов, Шпагин также мололи зерно жителям села. Судовладельцы братья Мутановы владели косовыми (речными судами), на которых перевозили соль, рыбу, муку и другие необходимые товары в окрестные села. Предприниматели Кирпичниковы владели двумя кустарными кирпичными заводами, из их кирпича жители села ложили печи, дома, магазины. Вслед за предпринимателями стали появляться кустари, мастера разных дел: бондари, кузнецы, столяры-плотники, кожевники, портные, валяльщики, сапожники, гончарники и др.. Вначале они приезжали на сезон, на лето или зиму, и уезжали. Например, приезжая осенью, они снимали квартиры и валяли жителям валенки, полуваленки, кошмы. Весной уезжали домой заниматься в своих хозяйствах - пахать, сеять, убирать урожай. Позже некоторые оставались здесь на постоянное жительство. Приехал сюда из Тамбовской губернии и Лечкин Ермолай Григорьевич, вначале на одну зиму. Ему понравилось здесь, и он остался на постоянное жительство. Перевез сюда свою семью, стал делать саманную кухню и вместе с напарником Поликановым Павлом скупать кожсырье у жителей Никольского и других сел. Лечкин выделывал шкуры, а Поликанов шил по заказу шубы, тулупы, шубняки, шапки, рукавицы. Так появились кустари- кожевники или овчинно-шубники. Были в Никольском и свои гончарники (горшечники) братья Щербаковы. Они мастерили из глины посуду: горшки, цветочные банки, паштетные блюда, большие корчаги для воды и теста, солонки и разнообразной формы крынки. По-уличному звали их Горшковы, потому что они больше всего делали молочных горшков, которые пользовались хорошим спросом у населения, так как молоко и масло долго хранилось в гончарной посуде. Сейчас этих мастеров нет, но у жителей села сохранилось много еще гончарной посуды, которую никольчане приносят в музей для хранения в память о своих предках. До этого гончарную посуду и кирпич привозили в Никольское купцы и продавали на берегу Волги. Вместе с гончарниками появились и свои кирпичники. Из Тамбовской губернии приехали мастера, нашли хорошую глину и занялись кирпичным делом. Здесь же на берегу Волги в яру делали печи и обжигали кирпич. Состав изготовления кирпича держался в секрете. Фамилию хозяина тоже не знали, больше знали его по профессии и прозвищу "кирпичник", которое впоследствии превратилось в фамилию Кирпичников. В 1890 году он делает большой сарай для просушки кирпича, новые печи, и получается что-то вроде кирпичного завода. Помимо кирпича жители села научились изготовлять саман - второй строительный материал из глины. Саман - это такой же кирпич, только больших размеров, наподобие силикатных блоков. Если из кирпича делали русские печи, голландки, трубы, то из самана делали летние и зимние кухни, сараи для скота, дров. Так как лес был дорогой и приезжим бедным людям выходил не по карману, они сами делали саман, а из него возводили себе жилища и хозяйственные постройки. Это обходилось им дешевле, хотя и было связано с большим трудом. Бедные крестьяне, приехавшие сюда, почти все начинали жизнь с саманных кухонь и сараев. Способ изготовления самана очень прост, и русские люди позаимствовали его у татар. У них большей частью жилища были из самана или камыша, обмазанных с обеих сторон и побеленных мелом или известью. Помимо глины жители села использовали как строительный материал хворост, лозу из заволжских лесов. Этот хворост перерабатывали. Толстые лозины шли на дрова, а тоненькие, в палец, отбирали на плетни, огораживать двор. Из этого хвороста плели также летние кухни и сараи. Кухни обмазывали с обеих сторон и белили известью. Но, пожалуй, больше всех пользовалась спросом продукция бондарного производства. Бондари - кадочники были в большом почете, потому что их продукция была всем нужна. В Никольском не снижался спрос на бочки, кадушки, ушаты. Без бочки крестьянин не сможет привезти в бассейн воды из Волги, бочки с водой нужны были и в степи на полевых работах, из них поливали бахчи. В бочках возили воду из колодцев хуторяне для хозяйских нужд. Водой из бочек тушили пожары. Без них не засолишь в зиму капусты, огурцов, помидор, а в летнее время, чтобы они не расссохлись, их держали с водой у дома на случай пожара. В большом количестве маленькие кадки требовались для засолки рыбы и отправки ее для продажи в города. Так что бондарная продукция нужна была всем. Бондарей в Никольском было много: Горбуновы, Иванушкины, Лепехины, Гатилины, Вороновы и др. Большой известностью в селе пользовался мастер-краснодеревщик, столяр-плотник Захаров. Он делал замечательную мебель: сундуки, стулья, табуретки, оконные рамы, рамочки для портретов. Славились на селе и мастера-портные братья Кусовы, Черкасовы, Полинов Павел. Они шили тулупы, шубы, шапки, пальто, полупальто, костюмы, брюки, жилетки,- все, что требовалось жителям села. Кузнец Щучкин был известным мастером на селе. Мастерил для селян плуги, бороны, вилы, лопаты,- все, что требовалось в крестьянском хозяйстве. Как видим, в селе были мастера всяких профессий. Они обеспечивали селян всем необходимым. К сожалению, в наши времена не найдешь в селе мастера даже оконной рамы сделать. Большой группой населения являлись крестьяне-единоличники. Это, пожалуй, самая массовая прослойка населения. Но и они жили не все одинаково и делились на зажиточных крестьян и крестьян-середняков. Крестьянин-середняк имел дом, участок земли в степи, где сеял рожь, пшеницу, просо, горчицу, бахчевые. В хозяйстве имел лошадь, пару быков, коров, десяток овец, кур. Чтобы заниматься землепашеством, продавал часть личного скота и приобретал себе плуг, борону, телегу, упряжь, косу, вилы, грабли. В поле работали всей семьей с ранней весны до поздней осени. Скот летом содержали в степи, а на зиму пригоняли во двор, запасая для этого корма. Случался в хозяйстве неурожай или пала скотина, для семьи это целая трагедия. Надо было покупать или занимать у зажиточного крестьянина, а за это платить или урожаем, или отработать в его хозяйстве. Все доходы от хозяйства уходили на приобретение сельхозорудий, содержание хозяйства, надо еще готовить и приданное девушкам, ибо без приданного их замуж не брали. Вот так и крутились, едва сводя концы с концами. Жили только тем, что выращивали в поле, да выхаживали во дворе домашний скот. К следующей прослойке населения относились крестьяне-бедняки (батраки. - И.В.) и наемные рабочие. Это самая обездоленная группа населения. У них кроме дома и детей ничего не было. В лучшем случае имели пяток кур да пару овец. Содержал семью глава семьи случайными заработками по найму у хуторян, купцов, у рыбопромышленников. Они иногда вербовались на заработки на рыбные промыслы в низовья Волги. Не лучшей была доля и у наемных рабочих, которые нанимались работать к предпринимателям на рыбзаводы. Труд там был тяжелый, а оплата очень низкая. Наряду с крестьянами-единоличниками и бедняками в Никольском значительную группу населения составляли государственные крестьяне, переселившиеся сюда по специальному Указу правительства в качестве рабочей силы купцам и предпринимателям. Их жизнь мало чем отличалась от жизни местных крестьян. Они так же целыми днями гнули спины на своих хозяев-предпринимателей, а получали за это гроши. К концу XIX века в Никольском ведущей отраслью хозяйства становится землепашество, опережая скотоводство. Увеличивались посевы пшеницы, ржи, проса, горчицы, бахчевых, а это повлекло за собой появление множества ветряных мельниц. В Никольском их было около 27, да еще механическая - владельца Бессонова, которая не только молола зерно, но и драла просо на пшено и из горчицы делала горчичное масло. Скотоводством занимались не только для продажи и питания, но и выращивали бычков для тягловой силы на полях. Как тягловую силу в сельском хозяйстве использовали, главным образом, быков (волов), а также верблюдов, лошадей. Помимо земледелия, скотоводства и рыболовства быстро развивались бахчеводство, садоводство, огородничество. Вся продукция полей, садов и огородов продавалась у пристаней пассажирам волжских пароходов. Вот такова характеристика села и его жителей на рубеже XIX и XX веков.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Об авторах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История села Никольское | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Река Волга | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наши герои | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фотогалерея | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||