Любят Родину не за то,  что она велика,

 

а за то, что она своя.

Сенека

Главная

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА

К концу XVIII века число вольных людей в Никольском все боль­ше увеличивалось. Границы села разрастались. В 1797 году в нем на­считывалось 180 дворов и 1100 человек, а два года спустя, по царскому Указу, сюда было переселено еще 18 дворов государственных кресть­ян.

В 1803 году на эти земли пришли еще малороссияне из Курской губернии, бежавшие от помещика Шереметьева в числе 23-х семей: Ша­пошниковы, Семиченковы, Скрипниковы. Масловские, Лисицкие, Пономаревы и другие. Шереметьев, узнав о месте пребывания своих беглецов, требовал возвращения через черноярский суд, но пока про­изводилась переписка, крестьяне по Манифесту правительства остались здесь навсегда.

В 1804 году на рыболовной ватаге возник пожар, истребивший ее и много дворов вокруг, после чего она была построена на другом месте. А около 1820 года была перенесена выше села на 4 версты уже другим хозяином - черноярским купцом Голощаповым.

Рассказы о привольных волжских местах, богатых рыбой и дичью, малонаселенных, имеющих много свободной земли, привлекли сюда однодворцев Воронежской губернии Павловского уезда, сел Гнилуши, Чернавки, Влеповки, Пузовки. Они переселились в Никольское в 1810 году и были причислены через Астраханскую казенную палату к сель­скому обществу в составе 40 семей.

Быстрый рост населения Никольского и сокращение в связи с этим свободных земель привели к тому, что некоторые жители села ушли на другую сторону Волги. Так в 1798 году образовалось селение Пиро­говка, получившее свое название по фамилии первого переселенца Павла Пирогова, выходца из Воронежской губернии, покинувшего Никольское вместе с Золотовскими и Линевыми.

Волга, обмывавшая обрывистые берега с.Никольское до того сры­вала берег, особенно с северо-востока, что жителям не раз приходи­лось переходить на новые места все ниже и ниже.

Река была в те времена уже, но несравненно глубже и быстрее. И когда мимо села  бурлаки тянули вверх гребное судно, то часто, осо­бенно в разлив, мощь воды не брала даже сила 70 рабочих: бечевы рва­лись, и оторвавшиеся суда уносило верст на пять вниз.

Оба берега Волги, исключая левую северо-западную яристую сто­рону, были покрыты густым и высоким лесом, росли вяз и ветла. За высотой деревьев не было видно даже противоположного берега. Лишь в утренние часы через лес виднелась в виде облачка гора Богдо.

Время меняло и само речное русло. Большая Волга была засыпана песком, и на ее месте выросли ветловые рощи. А на месте нынешней Волги протекал небольшой ерик или проток. Когда проток стал углуб­ляться и увеличиваться, а старая Волга мелеть, то последнюю закрыли забойкой. Суда перестали ходить по ней из-за мелководья, зато красную рыбу здесь стали ловить в бесчисленном количестве.

Рыболовные воды до 1801 года принадлежали сельскому обществу и отдавались на откуп купцам. А затем Астраханская казенная палата взяла их себе в казну.

"Жизнедеятельность селян быстро изменяла первоначально изо­бильную природными богатствами землю: леса нещадно истреблялись в больших объемах, а к 80 годам 19 века их вообще почти не остава­лось, меньше становилось рыбы и дикой птицы, жизнь скудела год от года". (АГАР. ф32, оп Л, д.282).

"В 1844 году Никольское именовалось уже казенным селением Енотаевского уезда, где была церковь, 250 дворов, 754 мужчины и 812 женщин. От города Енотаевска 77 километров". (Астраханские губер­нские ведомости № 18 от 1844 г.).

"В 1856 году в селении насчитывалось, по сведениям местного уп­равления: государственных крестьян, записанных по 9 ревизии, мужс­кого пола -1282 и женщин -1402 души"" Других же сословий, прожива­ющих в селении, находятся: купцов и мещан - 15, женщин - 14, духов­ных и детей их мужского пола - 6, женского -10, военных - 18, женщин - 33, статских мужчин - 5, женщин - 3. Итак, по сведениям местного управления в селении Никольское считается всего 27,83 человека и 382 двора". (Астраханские губернские ведомости № 52 от 1858г.).

Со временем Никольское стало большой пароходной пристанью. Здесь находились пристани четырех компаний: "Кавказ" и "Мерку­рий" купцов Кулагина и Иванова, "По Волге", "Самолет", "Зевс", боль­шой топливный (дровяной) склад. С верховьев Волги в белянах приво­зился лес, затем его распиливали и кололи, складывали в склады для пароходов. В селе находилась временная деревянная церковь-часовня во имя св. Николая, и строилась новая каменная, были сельская и цер­ковноприходская школы, больница, Никольское Волостное и Сельс­кое правление, становая квартира пристава 1 -ой статьи и Земского на­чальника 2-го участка, два хлебозапасных магазина, почтово-телеграфное отделение и станция.

Из промышленных заведений были: рыбопромышленное заведение -1, кирпичных завода - 2, кузниц - 5, овчинных - 3, кожевенный завод -1, мануфактурных и бакалейных лавок - 13, ярмарочных рядов, харче­вен и пивных домов - 3, винных лавок - 2. (Центральный статистичес­кий комитет МВД. 1895 год. ЦГИА. г.Ленинград).

За счет кустарей, предпринимателей и государственных крестьян село все больше росло и развивалось. Так в 1897 году в Никольском уже насчитывалось жителей 5598 человек, 914 дворов, две церкви, одна аптека, два училища с 132 учащимися, 4 рыболовных ватаги, 13 заво­дов, 15 лавок, 51 мельница (ветряные - И.В.), шесть кузниц, два винных склада, три винных лавки, один трактир, три ярмарки. Главным пред­метом торга был скот, пригоняемый калмыками со своих степей. (Эн­циклопедический словарь. T.XXI. Автор Нибелунги-Нефцер. 1897 год).

Из приведенных выше данных можно составить следующий вывод о развитии села Никольское.

  Год

 

Число дворов                    Жителей                 Заводов

1760

5

 

нет данных

 

1797

180

 

1100

 

1844

250

 

1566

 

1856

382

 

2783

7

1877

668

 

4734

 

1897

914

 

5598

13

Из этих данных видно, как развивалось село. Характерно, что наи­больший рост населения наблюдается со второй половины XIX века, т.е. после отмены крепостного права. Наряду с основными отраслями хозяйства: скотоводством, землепашеством, рыболовством, - развивались торговля, предпринимательство и кустарное ремесло.

С установлением регулярных пароходных связей с крупными го­родами и губерниями России число жителей стало заметно расти за счет добровольных переселенцев из центральных губерний. Если рань­ше государственные крестьяне переселялись сюда в качестве рабочей силы для предпринимателей и купцов специальным указом правитель­ства, то теперь они в поисках лучшей жизни переселялись добровольно - сами. Одни из них нанимались к предпринимателям и купцам для ра­боты по погрузке и разгрузке товаров на пристани, заготовке дров для пароходов, другие нанимались на кустарные заводы, третьи - в батра­ки к купцам и скотоводам.

С конца XIX века, наряду с торговлей, скотоводством и рыболов­ством, в селе все больше начинают заниматься землепашеством, ого­родничеством, садоводством. С увеличением жителей села увеличивался и спрос на зерно, поэтому земледелие становится ведущей отраслью хозяйства.

 

Об истории села старожил Иван Матвеевич Курашов рассказыва­ет:

"Центр села располагался раньше там, где сейчас проходит русло Волги. В весенний паводок яр правого берега постепенно подмывало водой, он обваливался, и жители села переселялись на южную сторону. И так село сейчас на новом месте.

Со временем в селе стали появляться зажиточные крестьяне: Поно­маревы, Шапошниковы, Донские, Шустовы, Борисовы, Брейкины, Лисицкие, Чаповы, Выборновы и др. Их деды бежали в свое время от тя­желой барщины из центральных губерний России, селились около Волги в наших, тогда безлюдных местах, где на обширных просторах с туч­ными травами занимались скотоводством, наиболее простым и доход­ным занятием. Затем свой скот продавали проезжавшим по Волге куп­цам, на ярмарках или гоняли табунами на продажу в Астрахань или Царицын. На вырученные деньги набирали товара, продуктов, строи­ли себе богатые дома и магазины. Таким образом, скотоводы превра­щались в купцов".

"До 1913 года наш дед, Пономарев Михаил Федорович, со своими тремя сыновьями занимался скотоводством на хуторе в степи, - вспо­минает внучка Михаила Федоровича, Фаина Иосифовна. - Однажды, когда скот перегоняли зимой из степи за Волгу на кормление, он с ло­шади упал в майну и повредил себе ногу. На всю жизнь остался хро­мым. А мой отец, Иосиф Михайлович, был хромым от рождения. Ког­да отец женился, он уговорил моего деда продать всю скотину и занять­ся торговлей, ибо им обоим хромым за скотом ухаживать трудно. Так и порешили. Пристроили к дому бакалейную лавку, и дело пошло. Дед ездил закупать товар, а отец его продавал. Этому примеру  последо­вали и  другие братья. Так мы стали купцами".

Дом купца Пономарева, где в 1918 году находился Комитет Бедноты.

 

 

 К концу XIX века по социальному и имущественному положению состав жителей села был весьма разнообразен и делился на несколько групп-сословий.

Первым, наиболее привилегированным сословием, были купцы: три брата Пономаревы, два брата Шустовы, Попехин, Светлов, Карасев, Брейкин, Шапошников, Волков, Мишуров, Полеводин и др.

Особняки некоторых из них сохранились до нашего времени. С пер­вых дней Советской власти в них размещались советские учреждения, школы, детсады. Как правило, магазины были каменные, из белого кирпича, с подвалами для хранения товаров. К магазинам были при­строены деревянные дома, в которых жили сами хозяева. Ежегодно в селе проходило три ярмарки, где торговали товарами как местные, так и приезжие купцы, а также степные калмыки.

Главным товаром купли-продажи был скот, как местной породы, так и калмыцкой. Со своих степей калмыки пригоняли табунами ко­ров, бычков, овец, лошадей и на торговой площади у церкви торгова­лись с русскими купцами и местным населением. На вырученные день­ги тут же набирали разного рода товара и упряжь.

В ярмарочные дни устраивалось много лавок, брезентовых балага­нов, заполненных разными товарами. Для детей строились карусели, ходили скоморохи, фокусники, гадалки. В лавках продавались хлеб­ные сладкие петушки, пряники, конфеты с длинными мохрами, глиня­ные фигурки, свирельки. С утра и до позднего вечера проводились тор­говые сделки, народные гулянья, стоял шум и гомон многоликой тол­пы.

Вторым состоятельным слоем общества были хуторяне-скотоводы: Лисицкие, Чаповы, Скрипниковы, Шапошниковы, Хадавы, Донские, Махонины, Пономаревы, Выборновы, Титовы и др. Первое время жи­тели села мало внимания обращали на Волгу. Их больше всего интере­совали земля и скот - наиболее простые и доходные занятия, от которых можно быстро разбогатеть. Земли занимались в неограниченном количестве, так как правительство в то время не препятствовало это­му. И тот, кто первым приехал и захватил земли сколько ему надо, тот больше разводил скота и был богатым. А кто приехал позже и не успел захватить земли, тот превращался в батрака у богатых. Хуторяне По­номаревы, Чаповы, Скрипниковы, Хадавы, Донские на своих хуторах имели рогатого скота по 500 и 1000 голов, овец до 30 тыс. В упряжке ходило до 30 пар волов, верблюдов. У них были обширные пастбища, колодцы для водопоя животных. Пастухами у них чаще всего были калмыки или местные бедняки. Скотоводы предпочитали больше жить на хуторах и следить за своим хозяйством. Приезжали домой в село только по делам, по праздникам, повидаться с родными, а на ночь, набрав продуктов, уезжали на хутор. Девушки в праздники днем при­нарядятся, пройдут по селу. Вечерами с парнями водят хороводы, си­дят на посиделках, а на утро опять в степь.

На хуторах были свои дома, колодцы, постройки для скота. Для скота чаще всего делались навесы от дождя и снега. Скот зимой не зяб, так как был упитанным, корма были обильные. Сена в степи накаши­вали много, а если его не хватало, то зимой завозили из займища. За скотом ухаживали лучше, чем за человеком. Дорожили каждым быч­ком и радовались его росту. На хуторе молодые женщины доили ко­ров, сбивали масло, стирали, готовили пищу. Одевались тогда по-кре­стьянски просто, обувью чаще служили поршни, сделанные из выде­ланной телячьей кожи. Жили хуторяне не роскошно, ибо основным богатством считался скот.

Дома, в Никольском, обычно оставались старики да старухи. Они охраняли дома да сундуки с добром от пожаров и воров, встречали и провожали хуторян. Так как в селе в летнее время оставались одни ста­рики, то окна домов обычно были закрыты, во дворах не было ни кус­тика, ни деревца, потому что поливать было нечем, да и в бассейн привезти воды было не на чем. Все тягло находилось в степи. А воду тогда из Волги в бассейн возили в бочках на быках и лошадях. На лет­нее время хозяева заполняли водой бассейн и кадушки на случай пожа­ра, приготовлен был и противопожарный инвентарь: багры, лопаты, ведра, песок.

Помимо скотоводства некоторые хуторяне начинали заниматься хлебопашеством. Они заказывали кузнецам плуги, бороны, обучали молодых бычков пахоте, приучали к ярму и плугу. Засеивали много пшеницы, ржи, проса, горчицы, возделывали бахчи. Постепенно хле­бопашество становилось одним из ведущих занятий. Пахали в старину вначале сохой, затем плугом, бороновали деревянной бороной, сеяли вручную, разбрасывая зерно из мешков, подвязанных к поясу. Косили серпами и косами. Молотили цепами, для чего расчищали землю от травы, а иногда и смазывали ее глиной, чтобы было чисто, расстилали на этом току скошенную пшеницу, рожь, просо и молотили цепами.

Иногда по кругу гоняли скот, и он ногами вытаптывал зерно. Молотили также и ребристым камнем. Запрягали в ярмо быков, и они по кругу таскали камень, который выминал зерно из колосьев. Пос­ле молотьбы солому убирали в сторону, а зерно веником сметали в кучу и на ветру провеивали, подбрасывая лопатами зерно вверх. Пыль уно­сило ветром, и зерно оставалось чистым. Это был очень тяжелый и кропотливый груд. И не зря в народе сложилась пословица: "Не тру­диться - так и хлеба не добиться”.

В уборочную страду, если землепашцы не справлялись своими си­лами с уборкой хлебов,  они приезжали в село и нанимали наемных рабочих на сезон со своими харчами (питанием). Хозяева были разные. Одни были добрыми и хорошо платили, другие - строгими и платили мало.

Овощи раньше в селе не выращивались, так как поливать их было нечем. Их сюда привозили с плантаций из других сел. Помидоры и огур­цы чаще всего привозили из Соленого Займища, капусту с той сторо­ны Волги из Харабалей. Соль, капусту, белую глину, муку, известь при­возили на дощаниках и продавали на берегу Волги.

Третьим привилегированным сословием села были рыбопромыш­ленники и предприниматели. Помимо скотоводства и землепашества в Никольском создавались рыбные промыслы. Нашлись предприимчи­вые люди, заинтересовавшиеся Волгой и ее рыбными богатствами и имевшие с этого немалые доходы.

Одним из таких рыбопромышленников был Борисов. Он основал промысел на одном из левых протоков Волги, который впоследствии по его фамилии был назван Борисовой. (Из письма внука основателя промысла, Борисова Виктора Сергеевича, г.Астрахань).

Кроме Борисова за Волгой на одном из протоков был промысел Ушакова. По фамилии владельца этот проток называется Ушаковкой. Были промыслы Осокина, Лыгина. Рыбопромышленники строили за­воды для переработки рыбы. Нанимали рыболовов с лодками и снас­тями, те ловили рыбу и сдавали ее на переработку, где она солилась, сушилась, вялилась, коптилась, упаковывалась в бочки и отправлялась на продажу в города и на местный рынок. Борисовский промысел в основном обслуживали калмыки. Этот тогда полудикий и темный на­род, как и на соленых Баскунчакских промыслах, был основной рабо­чей силой. Полураздетые, босые, грязные, они целыми днями тянули в лямках неводы. Их заставляли выполнять самые трудные работы, а платили гроши. Жили они в кибитках из войлока, которые ставили здесь же у промысла. На эти промыслы многие приезжали из централь­ных губерний России. Хоть и здесь для них работа была нелегкой, но все же легче и вольней. Рыбопромышленники налогами не облагались, а значит, это занятие было выгодным и доходным.

У села Грачи был даже рачной завод, где ловили и консервировали раков. Их мариновали и отправляли за границу. Хозяин завода был не русский. С Никольских промыслов рыба отправлялась не только в го­рода Поволжья, но и с чумаками в Ставрополь и Краснодар.

Помимо рыбопромышленников в селе процветали и предпринима­тели.

Село быстро росло, появился большой спрос на строительный лес для постройки домов новым жителям, особняков купцам и предприни­мателям, рыбакам на лодки, и т.д. Для этой цели предприниматель Поляков К.Я. создает лесозавод. Его предприятие занималось закуп­кой леса в верховьях Волги, оттуда его сплавляли плотами. Здесь лес распиливали на пластины, доски и строили дома для населения. Бога­тым людям дома делались по заказу с красивой резьбой с фасадной стороны, с красивой аркой у парадных коридоров. Такие дома цени­лись дороже. Несколько домов с красивой резьбой и парадными кори­дорами сохранились и до наших дней.

На всю округу славились изготовители механических вальцевых мельниц Бессонов и Неронов. Их мельницы мололи зерно, рушили просо, делали горчичное масло. Владельцы ветряных мельниц Орлов, Махонин, Протасов, Шпагин также мололи зерно жителям села.

Судовладельцы братья Мутановы владели косовыми (речными су­дами), на которых перевозили соль, рыбу, муку и другие необходимые товары в окрестные села.

Предприниматели Кирпичниковы владели двумя кустарными кир­пичными заводами, из их кирпича жители села ложили печи, дома, магазины.

Вслед за предпринимателями стали появляться кустари, мастера раз­ных дел: бондари, кузнецы, столяры-плотники, кожевники, портные, валяльщики, сапожники, гончарники и др..   Вначале они приезжали на сезон, на лето или зиму, и уезжали. Например, приезжая осенью, они снимали квартиры и валяли жителям валенки, полуваленки, кошмы. Весной уезжали домой заниматься в своих хозяйствах - пахать, сеять, убирать урожай. Позже некоторые оставались здесь на постоянное жительство.

Приехал сюда из Тамбовской губернии и Лечкин Ермолай Григо­рьевич, вначале на одну зиму. Ему понравилось здесь, и он остался на постоянное жительство. Перевез сюда свою семью, стал делать саманную кухню и вместе с напарником Поликановым Павлом скупать кож­сырье у жителей Никольского и других сел. Лечкин выделывал шкуры, а Поликанов шил по заказу шубы, тулупы, шубняки, шапки, рукавицы. Так появились кустари- кожевники или овчинно-шубники.

Были в Никольском и свои гончарники (горшечники) братья Щер­баковы. Они мастерили из глины посуду: горшки, цветочные банки, паштетные блюда, большие корчаги для воды и теста, солонки и раз­нообразной формы крынки. По-уличному звали их Горшковы, потому что они больше всего делали молочных горшков, которые пользова­лись хорошим спросом у населения, так как молоко и масло долго хра­нилось в гончарной посуде. Сейчас этих мастеров нет, но у жителей села сохранилось много еще гончарной посуды, которую никольчане приносят в музей для хранения в память о своих предках. До этого гон­чарную посуду и кирпич привозили в Никольское купцы и продавали на берегу Волги. Вместе с гончарниками появились и свои кирпични­ки. Из Тамбовской губернии приехали мастера, нашли хорошую гли­ну и занялись кирпичным делом. Здесь же на берегу Волги в яру дела­ли печи и обжигали кирпич. Состав изготовления кирпича держался в секрете. Фамилию хозяина тоже не знали, больше знали его по профес­сии и прозвищу "кирпичник", которое  впоследствии превратилось в фа­милию Кирпичников. В 1890 году он делает большой сарай для про­сушки кирпича, новые печи, и получается что-то вроде кирпич­ного завода.

Помимо кирпича жители села научились изготовлять саман - вто­рой строительный материал из глины.

Саман - это такой же кирпич, только больших размеров, наподо­бие силикатных блоков. Если из кирпича делали русские печи, голландки, трубы, то из самана делали летние и зимние кухни, сараи для скота, дров. Так как лес был дорогой и приезжим бедным людям выходил не по карману, они сами делали саман, а из него возводили себе жилища и хозяйственные постройки. Это обходилось им дешевле, хотя и было связано с большим трудом. Бедные крестьяне, приехавшие сюда, по­чти все начинали жизнь с саманных кухонь и сараев.

Способ изготовления самана очень прост, и русские люди позаим­ствовали его у татар. У них большей частью жилища были из самана или камыша, обмазанных с обеих сторон и побеленных мелом или из­вестью.

Помимо глины жители села использовали как строительный мате­риал хворост, лозу из заволжских лесов. Этот хворост перерабатыва­ли. Толстые лозины шли на дрова, а тоненькие, в палец, отбирали на плетни, огораживать двор. Из этого хвороста плели также летние кух­ни и сараи. Кухни обмазывали с обеих сторон и белили известью.

Но, пожалуй, больше всех пользовалась спросом продукция бон­дарного производства. Бондари - кадочники были в большом почете, потому что их продукция была всем нужна. В Никольском не снижался спрос на бочки, кадушки, ушаты. Без бочки крестьянин не сможет привезти в бассейн воды из Волги, бочки с водой нужны были и в степи на полевых работах, из них поливали бахчи. В бочках возили воду из колодцев хуторяне для хозяйских нужд. Водой из бочек тушили пожары. Без них не засолишь в зиму капусты, огурцов, помидор, а в летнее время, чтобы они не рас­ссохлись, их держали с водой у дома на случай пожара. В большом коли­честве маленькие кадки требовались для засолки рыбы и отправки ее для продажи в города. Так что бондарная продукция нужна была всем. Бондарей в Никольском было много: Горбуновы, Иванушкины, Лепе­хины, Гатилины, Вороновы и др.

Большой известностью в селе пользовался мастер-краснодеревщик, столяр-плотник Захаров. Он делал замечательную мебель: сундуки, сту­лья, табуретки, оконные рамы, рамочки для портретов.

Славились на селе и мастера-портные братья Кусовы, Черкасовы, Полинов Павел. Они шили тулупы, шубы, шапки, пальто, полупальто, костюмы, брюки, жилетки,- все, что требовалось жителям села.

Кузнец Щучкин был известным мастером на селе. Мастерил для селян плуги, бороны, вилы, лопаты,- все, что требовалось в крестьянс­ком хозяйстве. Как видим, в селе были мастера всяких профессий. Они обеспечивали селян всем необходимым. К сожалению, в наши времена не найдешь в селе мастера даже оконной рамы сделать.

Большой группой населения являлись крестьяне-единоличники. Это, пожалуй, самая массовая прослойка населения. Но и они жили не все одинаково и делились на зажиточных крестьян и крестьян-середня­ков.

Крестьянин-середняк имел дом, участок земли в степи, где сеял рожь, пшеницу, просо, горчицу, бахчевые. В хозяйстве имел лошадь, пару быков, коров, десяток овец, кур. Чтобы заниматься землепашеством, продавал часть личного скота и приобретал себе плуг, борону, телегу, упряжь, косу, вилы, грабли. В поле работали всей семьей с ранней вес­ны до поздней осени. Скот летом содержали в степи, а на зиму приго­няли во двор, запасая для этого корма. Случался в хозяйстве неуро­жай или пала скотина, для семьи это целая трагедия. Надо было поку­пать или занимать у зажиточного крестьянина, а за это платить или урожаем, или отработать в его хозяйстве. Все доходы от хозяйства ухо­дили на приобретение сельхозорудий, содержание хозяйства, надо еще готовить и приданное девушкам, ибо без приданного их замуж не брали. Вот так и крутились, едва сводя концы с концами. Жили только тем, что выращивали в поле, да выхаживали во дворе домашний скот.

К следующей прослойке населения относились крестьяне-бедняки (батраки. - И.В.) и наемные рабочие. Это самая обездоленная группа населения. У них кроме дома и детей ничего не было. В лучшем случае имели пяток кур да пару овец. Содержал семью глава семьи случайны­ми заработками по найму у хуторян, купцов, у рыбопромышленников. Они иногда вербовались на заработки на рыбные промыслы в низовья Волги. Не лучшей была доля и у наемных рабочих, которые нанима­лись работать к предпринимателям на рыбзаводы. Труд там был тяже­лый, а оплата очень низкая.

Наряду с крестьянами-единоличниками и бедняками в Никольском значительную группу населения составляли государственные крестья­не, переселившиеся сюда по специальному Указу правительства в ка­честве рабочей силы купцам и предпринимателям. Их жизнь мало чем отличалась от жизни местных крестьян. Они так же целыми днями гну­ли спины на своих хозяев-предпринимателей, а получали за это гроши.

К концу XIX века в Никольском ведущей отраслью хозяйства становит­ся землепашество, опережая скотоводство. Увеличивались посевы пше­ницы, ржи, проса, горчицы, бахчевых, а это повлекло за собой появле­ние множества ветряных мельниц. В Никольском их было около 27, да еще механическая - владельца Бессонова, которая не только молола зерно, но и драла просо на пшено и из горчицы делала горчичное мас­ло. Скотоводством занимались не только для продажи и питания, но и выращивали бычков для тягловой силы на полях. Как тягловую силу в сельском хозяйстве использовали, главным образом, быков (волов), а также верблюдов, лошадей. Помимо земледелия, скотоводства и ры­боловства быстро развивались бахчеводство, садоводство, огородничество. Вся продукция полей, садов и огородов продавалась у приста­ней пассажирам волжских пароходов.

Вот такова характеристика села и его жителей на рубеже XIX и XX веков.

далее...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об авторах
История села Никольское
Река Волга
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Наши герои
Фотогалерея

Гостевая книга

Полезные ссылки